КАК ВЯЗАТЬ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ

Приступаем к вязанию пуховых платков!

При вязании Оренбургских пуховых платков используются лицевые и накидные петли. Изнаночных петель в вязании оренбургских платков не применяют. Все петли всегда вяжутся лицевыми, независимо от ряда. Такое вязание, лицевыми петлями, называется «платочным» или «рябым».

Для начала определимся с терминами. Начнем с видов петель и их условного обозначения.
При вязании Оренбургских пуховых платков используются лицевые и накидные петли. Изнаночных петель в вязании оренбургских платков не применяют. Все петли всегда вяжутся лицевыми, независимо от ряда. Такое вязание, лицевыми петлями, называется «платочным» или «рябым». Для начинающих — уникальная услуга «платки на заказ»!

Ажурное же полотно платка творится вариациями с накидами. Традиционные узорные элементы оренбургского платка строятся на основе накида и одной, двух или трех петель, провязанных вместе, в результате чего получается ажурная дырочка на полотне. Варианты составления таких дырочек-отверстий и создают копилку оренбургских узоров.
Лицевая петля вяжется следующим образом: конец правой спицы вводят в петлю на левой спице, слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают на себя. На наших схемах лицевая петля обозначается пустым квадратиком.

Две или несколько петель вместе с лицевой – правую спицу продевают в две или более петель на левой спице, слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя. Обозначение – черта по диагонали в квадрате.
Накид вяжется следующим образом – концом правой спицы захватывают рабочую нитку сверху, справа налево на себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки и провязывают следующую петлю. Накид на схеме обозначается кружком внутри квадратика.

Желаем удачи в пуховязании!

Знайте, что каких бы результатов Вы не достигли, Вы всегда можете заказать платок, паутинку, палантин и многие другие изделия из пуха у нас. Покупка изделий в нашем интернет-магазине – это не просто гарантия качества, это еще и серьезная экономия сил и времени. Ведь наши мастерицы тратят на один платок ручной работы примерно месяц! Мы предлагаем уникальную услугу — платки на заказ! Вы можете заказать любое понравившееся изделие, согласовав с нашими мастерицами размер, цвет и узор!

Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла.

Оренбургский пуховый платок уже не первый век является символом Оренбуржья и России. Его принято привозить в качестве памятного сувенира из нашего степного края, а также дарить гостям. Пуховый платок – это произведение народного искусства, в которого вложена душа и все мастерство, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый. Хотите знать, как все начиналось? Как шли процессы зарождения, становления и развития пуховязального промысла? Каково положение дел в пуховязании сегодня? Мы с удовольствием поделимся с вами всей информацией!

Кто и когда придумал коз чесать и из их пуха вязать пуховые изделия?

А началось все более двух веков назад.

Есть несколько приданий на этот счет. Первое о том, что чабаны пасли свои отары коз, растили и кормили их ради молока, мяса и шерсти. О пухе ничего не знали. Казаки — переселенцы, общаясь с чабанами, вскользь заметили, что козы грязные и нечесаные. И предложили свою помощь. «Мы вам коз почешем, и даже все, что счешем с собой заберем». Чабаны подивились такой готовности помочь, и коз почесать дали. Но этот фокус сработал только один раз. В следующем году, весной, казаки уже были вынуждены менять счёсанный пух на продовольствие, потому как раскусили чабаны «бескорыстность» казаков. С тех пор чабаны стали чесать коз каждую весну и обменивать пух на деньги и продукты. А казаки завели своих коз.

По второму приданию прозорливые скотоводы сами догадались использовать пух коз. А казаки диву давались – как на таком лютом морозе не мерзнут калмыки и казахи, скачут на своих вороных, одеты легко. Потом присмотрелись к джигитам и поняли, что все дело в телогрейках и шарфах, которые те носили под верхней одеждой. Эти самые одеяния несли лишь одну функцию – сохранить тепло, согреть своего хозяина. Далеки они были от нынешних ажурных красивый платков. Грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Опять же казаки прознали, что пух используется козий, и развели своих коз в подсобных хозяйствах.

И уже казачки, не обремененные земледелием и особым подсобным хозяйством, из пуха коз стали вязать первые ажурные платки. Свойства пуха оренбургских коз натолкнули казачек на мысль о создании чисто женского элемента одежды. Ведь пух при прядении был невероятно тонким и мягким, ни в какое сравнение не шли с ним лен и шерсть. Также мягко, легко ложилась пуховая ниточка в узоры невероятной красоты.

Как зародился пуховый промысел?

Территориально местом зарождения пуховязального промысла является село Желтое, Саракташского района Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка!

На Южный же Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи – жены, дети, старики – были переселены вместе с ними. И пока казаки службу ратную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. А рукоделием казачки владели, кружево и вышивание знали. Тогда и стали разводить тех самых коз, и из их пуха вязать платки. В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.

Зимними вечерами, сидя у лучины, вязали женщины платки потрясающей красоты. Сначала это был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованы, превратилось и в источник основного дохода.

Опыт первых пуховязальщиц передавался от дочери к матери. Мастерство оттачивалось и совершенствовалось. Знали ли они, что стоят у истоков легенды? Что платки будут блистать на выставках Парижа и Лондона? Что станут известны всему миру? Вряд ли, им просто надо было кормить своих детей, потому и вязали.

Пуховый платок покоряет мир

Посетивший в 60-х годах XVIII века Оренбургские земли, Петр Иванович Рычков – исследователь и открыватель Оренбуржья – первым обратил внимание на коз, на их пух, и его особенности. Петр Иванович в числе первых и козами заинтересовался которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Он пообщался с пастухами, образцы пуховых изделий оценил и пуховязальный промысел открыть предложил!

А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки. Однажды взяла с собой в столицу Алена Денисовна белый пуховый платок. И покорил он столицу. Пуховязальщицам Оренбургской губернии благодарность выписали, а Алёне Денисовне медаль дали.

Подбодрило такое положение дел казачек, стали они пуще прежнего мастерство постигать, да изобретать новые узоры и технику вязания.

В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами.

Уже в начале 19 века французы – законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке всех поразили и восхитили Оренбургские пуховые платки.

В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе.

А в 1862 платки из Российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и не только. Прошение Марии Николаевны об участии в выставке в Англии губернатор удовлетворил, и мастерица отправила на выставку шесть своих платков. Все они были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За шаль из козьего пуха», диплом и 125 серебряников!

В 1897 году, на выставке в Чикаго, Оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали.

На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. 2 из них были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением – платки Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р. – по 100 рублей за каждый. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей! Ни в какое сравнение с Оренбургскими платками не шли платки Пензенские, казалось бы, тоже козий пух, а вот мастерство исполнения не дотягивало.

Далее Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г., в Сирии в 1975г., в Греции в 1976г., во Франции в 1977 г., в Англии в 1979 г., в Испании в 1981 г., в Индии в 1982 г., в Германии в 1985 г.

Надо отметить, что ведущие мировые державы порой интересовали не пуховые платки, а сам козий пух. Пробовали предприимчивые американцы разводить у себя Оренбургских коз. Закупали их в Оренбургской губернии и везли к себе на родину в Англия, Австралидю, Францию, Эжную Америку. Но половина коз гибла в пути, а другая половина не давала в новых климатических условиях того ценного подшёрстка, ради которого их перевозили. Оказалось, что метеоусловия – решающий фактор в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами.

Тогда англичане и французы решили сырье вывозить. В 1824 году Французская фирма «Бодиер» вязала шали с названием «каша». Английская фирма «Липнер и Кон» из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки «имитация под Оренбург».

Но все же самые достойные и качественные платки вязались на Оренбургской земле. Да и сейчас вяжутся!

Оренбургская губерния – колыбель пуховязания

В 70-е годы 19 века пуховязанием занималось не больше 300 женщин. Но платок приобретал такую популярность, что не вязать его, умеючи, было глупо! Спрос рождает предложение, как говорится. И в 1900 году вязальщиц было уже 4000. В 1913-ом – 21000 мужчин и женщин вязали платки на продажу. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель!

Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания – остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая! Создание фабрики, главным образом, должно было решить вопрос с удешевлением производимых платков. Потому как мягкость и пушистость изделий ручной работы невозможно было воссоздать никакими станками! Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную, ажурную кайму тоже вязали мастерицы. Механизирована была вывязка середины платка. Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков, 80 ажурных, остальные – теплые. Появился стандарт качества фабричного изделия – нитка пуховая должна быть одной толщины, цвет пуха должен быть однородным.

Однако механизация пуховязания состоялась не на базе этой фабрики. А на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны». Именно из этой артели и выросла нынешняя Фабрика пуховых платков. Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Перешли на платки. Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы! Не остановилось пуховязание даже в годы Войны, посильный вклад вязальщиц в нашу победу также трудно переоценить. В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения! В 1960 году артель переименовали в Фабрику. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, на этом месте, на улице Расковой, она до сих пор и находится.

Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы. И если мастерица вяжет один платок вручную 250 часов, то на фабрике за одну смену их производят более 20 штук! В 2004 году был связан уже 50-ти миллионный платок

Безусловно, с появлением пуховязальных машин, пуховязальщиц стало меньше. Потому что машинное производство снизило стоимость изделий, и значительно. Пуховые изделия ручной работы и вязались дольше, и стоили дороже. Но как же красивы и хороши платки ручной работы, сколько любви и тепла в них вложено! Платки для настоящих ценителей и сегодня вяжутся только вручную.

Пуховязание сегодня

Конечно же, не все так гладко в истории пуховязания. После колоссально взлета пуховой промышленности, в лихие 90-е начался ее спад, и даже кризис. Спрос на пуховые изделия упал. Однако, в последние годы Правительством Оренбургской области многое делается для возрождения многовековых традиций пуховязания! Созданы фонды, проводятся мероприятия, выделяются средства, ведется борьба с подделками.

Так, уже шесть лет, с 2009 года, в октябре принято праздновать «Дни Оренбургского пухового платка». Мероприятия, как правило, включают в себя выставки, флеш-мобы, праздничную и конкурсную программы.

Это праздник региональный, необходимость его проведения закреплена Губернаторским Указом. Цель фестиваля – возродить национальные традиции, поддержать оренбургских пуховяхальщиц и воспитать такую необходимую любовь к истории родного края у молодого поколения.

Самым красивым мероприятием является акция, проводимая в Покров День, она так и называется «В Покров День платок надень». В этот день мужчин призывают дарить, а женщин носить белоснежные платки.

13 октября 2022 года, в рамках фестиваля, был установлен мировой рекорд пуховязания– 699 вязальщиц (женщины, мужчины и даже дети) взялись за спицы одновременно. Съехавшиеся со всей области вязальщики, такие разные, но объединенные одной общей идей и любимым делом, 5 минут одновременно вязали каждый свое из козьего пуха!

12 ноября 2022 года состоялось тождественное открытие Центра народных художественных промыслов в Оренбурге. Это новый, ультрамодный дом Оренбургского пухового платка. Под одной крышей собрано все, что имеет отношение к пуховязанию – история и современность, технология производства, секреты мастериц, пряжа, узоры, сами пуховязльщицы, как опытные, так и начинающие, музеи и галереи на площади это 23 000 м²!

Появление и развитие интернет-магазинов, безусловно, вносит свою лепту в распространение, развитие Оренбургского пухового платка по всему миру, развитие и поддержку пуховязальщиц. Каждый день своей работой доказывая, что не перевелся промысел на Оренбургской земле, а платок год от года становится только краше!

Остается только выбрать – надежный интернет-магазин и изделие в нем! И стать обладателем платка родом действительно из Оренбурга, с превосходным качеством.

Из чего вяжут оренбургские пуховые платки: какой пух и основа используется для разных видов платков

При выборе пухового платка, прежде всего, необходимо задаться вопросом о сырье, которое используется для вязания платков. В этой статье мы рассмотрим различные виды сырья, которое идет для пуховых платков, теплых плотных шалей, нежных ажурных паутинок, элегантных палантинов и других пуховых изделий.

Какой пух входит в состав изделия?

На сегодняшний день сложно найти изделий из пуха оренбургских коз, т.к. этих животных осталось немного, случилось это по многим причинам, которые в данной статье мы опустим. Сейчас на рынке в основном представлены изделия из Волгоградского пуха и пуха ангорских коз (реже). Но также, иногда, возможно найти платок из Оренбургского пуха. Сравнивая изделие из пуха оренбургских коз со всеми остальными, первое, на что обращаешь внимание — это длина пуха и вес платка. Как правило, оренбургский пух короткий, а паутинка, связанная из этого сырья легче в сравнении с аналогичными изделиями, произведенными с использованием другого пуха.

Основа пухового платка.

Рассмотрим такой важный аспект, как основа пухового платка.

В состав любого пухового изделия входит пух и основа. Как правило, в состав теплого плотного оренбургского платка (шали), или теплой косынки входит пух на хлопчатобумажной основе (х/б нить), или с добавлением вискозы. Стоит обратить внимание, если пуховое изделие сделано с использованием хлопчатобумажной нити, то это точно ручная работа, т.к. пуховязальный станок рвет пряжу на х/б основе.

Для вязания тонких ажурных паутинок, палантинов для основы используется шелковая, либо вискозная нить.

В итоге основным сырьем для производства пуховых платков кроме козьего пуха являются:

  • Хлопчатобумажная нить — для теплых пуховых изделий.
  • Шелковая нить — для ажурных изделий, таких как паутинки и палантины.
  • Вискозная нить — подходит для производства любых пуховых изделий.

Хлопчатобумажная натуральная нить — теплая, мягкая на ощупь хорошо впитывает влагу (пот).

Шёлковая нить равномерна по толщине, эластичная, придает пуховым изделием блеск, улучшает прочность. Нити из шелковых волокон воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и в тоже время быстро сохнут, гигроскопичны. Натуральный материал.

В настоящие время на рынке представлены ажурные пуховые изделия, произведенные с использованием, как шелка так и вискозы. Изделия ручной работы, представленные в нашем интернет-магазине оренбургских платков произведены, как правило, с использованием шелковой нити.

Мы надеемся что данная информация будет Вам полезна, и поможет при выборе пуховых изделий.

Виды и отличия пуховых изделий

Давайте разберем основные виды классических пуховых изделий и укажем их отличия друг от друга.

По сути все они идеально подходят для какой-то определенной цели. Какие-то более теплые, основная задача других – показать прекрасный рисунок и мастерство рукоделия вязальщицы.

Основные виды пуховых изделий:

ПЛАТОК, ШАЛЬ, ПАУТИНКА, ПАЛАНТИН

ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

Изначально был только один вид пухового изделия — пуховый платок.

Исторически именно он стал родоначальником всего будущего промысла. Платок является стержнем, объединяющим в себе лучшие свойства козьего пуха и мастерства вязальщиц.

В нем лаконично сочетаются тепло и красота.

Это достаточно плотное и теплое изделие. Для его изготовления используется нить на хлопчатобумажной основе с высоким содержанием удельной доли пуха. Благодаря такой нити изделие получается теплым и носким. Платок способен защитить от сильного мороза и почти не продувается ветром. Так же особенностью платка является наличие узора, не только в кайме, но и в центральной его части.

Т.е. платок — это отправная точка для всех других типов пуховых изделий. Он теплый, красивый (имеет вывязанный узор по всей своей площади), при том он не очень тяжелый, но и не воздушный. Одним словом, платок — это универсальное изделие, в котором не замерзнешь, а при этом можно еще и удивишь окружающих красотой его узоров.

В продолжении всей статьи остальные типы пуховых изделий мы будем сравнивать именно с платком.

ШАЛЬ

Шаль или теплый платок — это самое теплое изделие из всех видов Оренбургских пуховых изделий. Понятие шали появилось уже в 20 веке.

Основная ее цель – согреть свою хозяйку (а иногда и хозяина, в мороз не до красоты и предрассудков) в любой холод. Изделие настолько теплое, что легко защитит Вас и в -30 и даже в -35.

Основой для этого служит толстая пуховая нить на хлопчатобумажной основе и плотная вязка. В итоге вес изделия 130х130 сантиметров обычно составляет 600-800 грамм. Такая концентрация пуха – залог того что шаль не даст вам замерзнуть в любую погоду.

Композиция шали скромнее чем у платка, обычно рисунок располагается только по обвязке и кайме. Шали смело можно считать самыми бедными по узору, т.к. обычно их основная задача это — тепло, а не красота изделия. Но последнее время их тоже начинают украшать сложные, искусные узоры. Хотя повторимся, цель шали это тепло, обычно достаточно узора по кайме по тому как именно кайма обычно единственный элемент, который хорошо читается взглядом при носке. Это происходит из-за того, что шаль обычно складывают по диагонали и одевают на голову как косынку.

Итак, подведем итог – шаль, это очень тепло, но не нужно искать в ней сложного художественного исполнения узора.

ПАУТИНКА

Паутинки – это тоже новое имя в делении пуховых изделий по типам. Оно, как и шаль, пришло в обиход лишь в 20-м веке.

Паутинка это тонкий, ажурный пуховый платок. Она не такая теплая как ее старший брат, но зато ее узоры часто – произведение художественного промысла.

Благодаря тому, что в основе пуховой нити лежит натуральный шелк, она получается очень эластичной, мягкой и шелковистой. Из такой нити мастерицы вяжут произведения искусства, которые отличаются разнообразием узоров, сложностью композиции и изяществом облика.

Паутинка – это самое красивое и нежное из всех видов пуховых изделий. Она не такая теплая как платок или тем более шаль, но ее узор обычно превосходит всех вышеперечисленных по своей красоте и разнообразию элементов. Хотя не стоит думать, что в паутинке будет холодно. В ней можно ходить и в лютый мороз, при этом она будет гораздо теплее любой вязанной, а может и меховой шапки. Но все-таки, для сильных морозов больше подойдет шаль.

Итак, паутинка — это всегда красиво и воздушно, но не так тепло, как платок.

ПАЛАНТИН

Палантин — это совсем новое понятие в практике Оренбургского пуховязания. Появились палантины уже в Советское время. И возникли они даже не как дань моды, а как производная от норма часов.

Часто вязальщицам, которые вязали паутинки, на определенный период времен ставили планы по вязанию. И, чтобы оптимизировать процесс и время производства, появились так называемые половинки. Этим понятием обозначалась половина паутинки. Платок прямоугольной формы, который в дальнейшем все больше стал походить на шарф.

По своим свойствам палантин эта та же паутинка, только прямоугольная, а не квадратная. Т.е. палантин – легкий, теплый, пуховый шарф, с прекрасной композицией узоров.

Одним из главных преимуществ палантина – это его компактность. Такой шарфик можно взять с собой практически везде, он не обременит свою обладательницу и легко поместиться в сумочку.

Итак, палантин – это прямоугольная паутинка, удобный и практичный аксессуар, не занимающий много места и достаточно теплый чтобы защитить даже от сильного мороза.

Подводя итог, можно обратить внимание еще и на тот факт, что отличия не только во внешнем облике и свойствах изделий, обычно разные пуховые изделия вяжут разные люди. Т.е., если мастерица вяжет шали, она не сможет так же искусно связать паутинку. Раньше в Советских артелях официально было разделение мастериц на платошниц (те, кто вязал теплые платки и шали) и паутинишниц (те, кто вязал паутинки и палантины). Это еще раз подтверждает, что умение вязать каждый вид пуховых изделий – особое искусство, требующее многолетней практики и таланта.

В последнее время появляются и новые виды пуховых изделий – пончо, пелерины, кардиганы, снуды, капоры и многие другие. Но т.к. они являются скорее ответом на веянья моды, а не классическими Оренбургскими изделиями, то и разбирать их отличия мы будем уже в других статьях. Отметим только то что все они представлены на нашем сайте.

Виды пуховых платков

Козий пух тоньше, легче, мягче и теплее шерсти, является природным источником сухого тепла, хорошо согревает и прогревает организм, все эти качества пряжи придают платкам легкость, тонкость, тепло и красоту пуховязального промысла Оренбургского края.

Пуховые платки вяжутся разных размеров, толщины и отличаются не только по орнаменту, но и по своему предназначению: это повседневные, свадебные, праздничные — чем тоньше нить тем изделие ажурнее, тоньше и изящнее.

Теплый платок с большим содержанием пуха — это вещь универсальная семейная, предназначен для тепла и здоровья, вяжутся разных размеров от маленьких до очень больших как плед, практичны и удобны в использовании, носятся на голове платком, тёплой накидкой на плечах, в холодную и ветренную погоду поддевают под верхнюю одежду, укрываются как пледом под пуховым платком приятно отдыхать — положительная энегетика живого козьего пуха согреет успокоит и снимет стресс, маленькие дети спокойно спят, пуховое изделие повязывают на больное место для прогрева при заболеваниях требующих сухое тепло.

Когда вяжется теплый пуховый платок — в качестве основы для пуха используется хлопчатобумажная нить

В ажурных изделиях — шелк, вискозный шелк и др.

Простой пуховый платок — середина вяжется плотной гладкой вязкой (без узоров). Отдельно вяжутся ажурные коймы с мелкими зубцами по краю и подвязывается к середине. Размеры от 100х100 см — 150х 150 см и больше примерно 190х190 см. — 200х200 см. В зависимости от размера на теплый платок уходит от 300- 800 гр. козьего пуха + хлопчатобумажная нить.

Теплая шаль с узорами — сложная работа, узоры по всему платку

Косынка имеет форму треугольника — вяжется спицами или крючком, по толщине и размеру разные. Косынки бывают теплые с узором, без узоров, средней толщины, а также изящные тонкие ажурные

Ажурные платки и палантины — бывают среднего прядения ( это зимний вариант, теплее, нить основа потолще чем у тонких, пуха в нитке больше), а также изящные ажурные тонкие и супер-тонкие ( основа нить тонкий шелк, виск.шелк ).

Размер платков от 100х100 см — 170х170см. и больше. Размер палантинов от 140/170 х 60/70 см. — 180/200 х 70/80 см.

Из пуховой пряжи вяжутся предметы женской одежды пуховые жилеты, кардиганы, теплые и ажурные варежки, перчатки, митенки, носки

ПЯТЫЙ УГОЛ,Вяжу ПУХОВЫЙ ПЛАТОК

Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Приезжая из Оренбургской области, многие стараются привезти с собой пуховый платок. Тонкий, но удивительно теплый, он будто обнимает, баюкая в ладонях уюта.

Его история насчитывает много веков. Относясь к народным промыслам, наряду с расписной деревянной посудой, глиняными свистульками, шкатулками из бересты и украшениями из дерева, платки стали символом Оренбурга.
Сначала они вязались для личных нужд, а примерно 250 лет назад стали выставляться на продажу, превратившись в одну из статей дохода казачьей семьи.

Рост известности платков из козьего пуха связывают с личностью П. И. Рычкова. Он провел и опубликовал исследование о видах и свойствах козьего пуха. За работу был награжден золотой медалью.

Пуховязальный промысел продолжает уверенно развиваться, мастерицы передают опыт подрастающему поколению, совершенствуя узоры и типы вязки.

Виды оренбургских пуховых платков

За многие годы сформировались несколько разновидностей платков и косынок. Это простой платок, паутинка и палантин.

Справка. Независимо от вида изделия, у каждого из них есть резная кайма, которую делают из ажурных зубчиков, и основное полотно, провязывающееся на 2 спицах.

Различаются платки по размерам и способу вязания.

Простой

Простой платок только называется так, а связать его очень непросто, хотя для мастериц эта задача легко выполнима.

Вяжут простой платок из толстой серой или белой пряжи.

Его ценность в сохранении тепла и защите от сквозняков.

Носили его ежедневно, сначала надевали тонкую полотняную косынку, а сверху пуховую роскошь. На узоры не скупились, даже в повседневной жизни женщина старалась быть красивой. Поэтому на платке есть простые незамысловатые узоры. В основном это чередование разных видов петель, складывающихся в ромбы или дорожки.

Начинают его вязать с углового зубчика каймы, постепенно переводя петли на вспомогательную спицу или булавку.

Большой, теплый и уютный платок становится прекрасной защитой от зимних холодов.

Паутинка

Во всем мире паутинка знаменита тем, что именно эта разновидность оренбургского платка легко проходит через обручальное кольцо.

Связанная из тончайшей двусоставной нити, она поражает воображение ажурностью и невесомостью. Закутав ей плечи, легко представить себя под облаком нежности.

Паутинка становится великолепным подарком тем, у кого проблемы со здоровьем.

Важно! Тонкая и прочная нить, равной которой нет в мире, получается только из пуха оренбургских коз, который имеет показатель 16-18 мкм.

Вяжется изделие из тонкой нити, но на толстых спицах. Процесс трудоемкий, поэтому даже у опытных мастериц занимает около 2 недель.

Узор более замысловатый, самыми популярными остаются «горошек» или «червонки», форма платка квадратная.

Это более нарядный вариант, встречаются очень сложные ажурные узоры.

Такие платки уже относятся к разряду праздничных и сами по себе являются прекрасным украшением.

Палантин

Палантином называется прямоугольный роскошный аксессуар для торжеств и юбилеев, семейных праздников, важных встреч и свиданий с любимым человеком.

Отличается сложностью узора, четкостью его структуры. Большинство моделей вяжется из белоснежных тонких нитей, состоящих из пуха и основы.

Красота оренбургских палантинов ценится во многих странах, их стремятся приобрести в качестве ценного подарка.

Благодаря большому размеру, он закрывает не только плечи, но и спину, драпирует фигуру фактурными складками, согревает, создает ощущение уюта.
Несмотря на то что нить тонкая и плетение ажурное, палантины из пуха очень теплые.

Важно! В процессе носки изделие начинает пушиться, закрывая пробелы в плетении. Поэтому рисунок сохраняется, а уровень сохраняемого тепла повышается.

Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Основная особенность платков оренбургских мастериц — воздушность и лёгкость. Даже повседневные виды, связанные без особых изысков, мало весят и прекрасно держат тепло. Иногда приходится слышать, что оренбургский платок называют шерстяным. Это ошибка. Свои изделия мастерицы делают не из какой-либо шерсти, а из пуха. А их секрет заключается в особой структуре пуха.

Справка: получить пух такого же качества в других регионах не удается. Козы, вывезенные из привычной среды обитания, со временем теряют свою уникальность и пух становится грубым и тяжелым.

Структура пряжи

Техника прядения тоже имеет свои секреты.

Сам по себе пух не будет достаточно прочным. Поэтому пряжа для вязания имеет 2 компонента.

  • Пух — главная составляющая пряжи.
  • Основа — нить на которую напрядается пух. В качестве основы используют шелковую, хлопчатобумажную, лавсановую или вискозную нить.

У каждой прядильщицы толщина и структура нити уникальна.

Спряденная вручную пряжа нежная, тонкая и шелковистая. Пух плотно прилегает к основе, не пушится при перемотке и вязании. Только в изделии начинается естественное изменение структуры, платок приобретает объем.

Внимание! Искусственно пушить оренбургские платки, паутинки и палантины не рекомендуется.

Такая мера сильно сократит их срок службы.

Вязание пухового платка.ч.1

Натуральная палитра включает несколько оттенков белого, серого и почти черного цветов. Остальные расцветки получаются при добавлении химических и натуральных красителей.

Благодаря тонкости нитей, расход пряжи на изделие минимальный. Например, на 2 платка понадобится около 300 гр. пряжи.

Чем ажурнее вязка и толще спицы, тем меньше материала потребуется на изделие.

Состав разных видов платков

Из чего вяжут простой платок

Самым плотным является простой платок.

Он связан из относительно толстой нити серого или белого цвета. Для основы используется хлопок.

Иногда используются другие виды, но поскольку вяжется он платочной вязкой цельным полотном и украшен только ажурными зубчиками, то слишком тонкая пряжа и не нужна. Основная задача такого платка ежедневно согревать хозяйку, храня ее от простуды и радикулита.

Из чего вяжут паутинки и палантины

Паутинки и палантины выполняются в технике ажурной вязки из тонкой пряжи. При ее изготовлении пух был напряден на шелковую или вискозную основу.

В последние годы стали применять для основы синтетические нити. Они придают прочность, не дают изделию терять форму и деформироваться после стирки.

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.).

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии [1] . У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П.И. Рычков. В 1766 г. П.И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. [2] Впоследствии академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова и назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

  • простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
  • паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
  • палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района [3] . Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств. [4]

Одной из известных пуховниц Оренбургской области является Магинур Абдуловна Хусаинова из с.Сакмара. Ее работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя [5] [6]

Как постирать пуховый платок в домашних условиях: советы по правильной стирке, какие средства лучше для стирки пухового платка

Чалма из платка на голову своими руками. как завязать чалму из платка, палантина, полотенца. турецкий и африканский способы. хитрости.

Как завязать платок на шее разными способами. повязываем квадратный, треугольный, теплый платки и шарфы. оригинальные методы.

Какие бывают платки: их виды и назначение как аксессуара

Как хранить шарфы и платки: аккуратно и удобно

Какие платки в моде 2022: тренды осень-зима этого года

Как завязать платок на никах: пошаговые инструкции. повязывание по-мусульмански, из двух платков, с шапочкой. выбор украшений.

Платок крючком: схемы и описание вязания женского платка крючком (треугольный, простой платок для начинающих)

Как завязывать мужской шейный платок под рубашку правильно. способы повязывания платка — фуляр, пластрон, классический, арафатка, ковбойский, аскот и другие.

Волшебная пуговица для платков: как пользоваться, схемы использования чудо пуговицы

Что такое хиджаб у мусульман и зачем его носят? история появления, плюсы и минусы. чем отличается от других платков? как носить хиджаб?

Что за пряжа — синельная? какие виды её существуют? особенности, достоинства и недостатки, что из неё вяжут? как ухаживать за ней?

Что такое поярковая шерсть? характеристики, свойства, где используется. другие названия.

Что такое пряжа акрил? состав, свойства, плюсы и минусы нитей. что такое 100% пряжа и смешанная? что вяжут из акрила? уход.

Виды шитья нитками вручную. какие иглы используется в технике ручного шитья?

ВЯЖУ ШЕСТОЙ УГОЛ, ВЯЖУ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК