КАК СВЯЗАТЬ БАБУ ЯГУ КРЮЧКОМ

ВЯЗАНИЕ для ХОМЯКОВ

Блог для настоящих хомяков, которые живут по принципу — много не мало, запас карман не тянет. Мы готовы хомячить всегда и везде, тащим в свои норки всё, до чего лапы дотянутся.

Как связать Бабу-ягу

Как ни странно, но такой колоритный образ, как Баба-яга, у наших рукодельниц спросом не пользуется. Мне удалось найти всего два мастер-класса. Это работы Галины Асташовой и Марины Борисовой.

Как связать Бабу-ягу: готовые мастер-классы

Если вы хотите связать Бабу-ягу по мастер-классу Марины Борисовой, то зайдите на ее сайт — МК находится в свободном доступе: http://mariskaborisova.blogspot.ru/2022/11/blog-post_21.html

Ее Бабку-ёжку нередко используют для иллюстрации вязаных сказок. Например, мне попалась вот такая композиция по мастер-классам Марины Борисовой.

Вы можете придумать свои, благо сказок, в которых без Бабы Яги не обходятся, много и придумать свою композицию несложно. Идею вам подскажут картинки, которые я специально подобрала для такой цели. Так что читаем пост до конца.

Где черпала вдохновение Галина Асташова при создании своей Бабы-яги, не знаю, но ее старушенция получилась самая колоритная:

«Какая прелесть, это просто мечта, супер, замечательный образ, прелесть бабуся…» — рукодельницы на похвалы не скупятся. И есть за что похвалить, чем восторгаться — работа, действительно, замечательная.

Мастер-класс по вязанию этой Бабы-яги можно купить на Ярмарке мастеров https://www.livemaster.ru/item/9531923-materialy-dlya-tvorchestva-master-klass-baba-yaga-opisanie-vya или в магазине рукоделия Ами.Гуру. Я никак не могла пройти мимо такой замечательной бабуси и купила этот МК. Правда, не знаю, когда дойдут руки, чтобы ее связать. Но другие мастерицы не раскачиваются так долго и в Интернете можно увидеть много удачных работ.

М.К Баба Яга//Сборка//Пальчиковый кукольный театр крючком

А вы не собираетесь связать Бабку-ёжку? По готовому мк или рискнете придумать свою? Если решили пофантазировать, то вам наверняка пригодится моя подборка картинок про Бабку-ёжку.

Баба-яга: идеи для вдохновения

Если вы не захотите вязать Бабу-ягу по готовым мастер-классам, можно попробовать придумать свою игрушку. Я поискала подходящие картинки, думаю, они помогут вам создать интересный образ.

Лучшая Баба-яга в исполнении Георгия Милляра.

«На роль Бабы-яги режиссер пересмотрел много актрис, в том числе великую Фаину Раневскую. Но даже она не смогла «попасть в точку». И тогда Роу решился попробовать Милляра, с которым уже работал над фильмом «По щучьему веленью» (в нем Милляр блестяще сыграл царя Гороха). Георгий Францевич сам придумал необычный грим и костюм — груду тряпок. Характер он взял с… соседки по коммуналке, вздорной и вечно всем недовольной старухи. Добавьте горб, нечесаные патлы, старчески дребезжащий голос, переходящий с визга на утробное ворчание, — и вот она, антисекс-символ Советского Союза, ужасная и привлекательная сказочная ведьма, при виде которой детишки в киностудии со слезами разбегались в разные стороны. Голливуд отдыхает.»

МК «БАБА ЯГА» Часть 2 .DIY «BABA YAGA» Dolls of socks

А мне эта Баба-яга больше всех нравится. Выражение такое — ну чё припёрлись? Чаво надо? Хотя на вид вполне миролюбивая.

Тоже симпатичная старушенция. Мечтательница… В душе, наверно, романтик…

Зато эта бабка шибко склочная, такая точно и врезать может, и в печь посадить.

Обратите внимание, чем питается старушка — мухоморы, перец красный. А вообще она чистюля. Хотя юбка и в заплатках, но передник чистенький, косыночка на голове, лапоточки. Очень милая старушенция и совсем не страшная.

Наша коллега �� Бабка-ёжка — рукодельница.

Игрушка амигуруми. ЧАСТЬ 1. Ворона Дуняша, вязанная крючком: вяжем голову.

Здесь бабка больше на пенсионерку похожа, зато кот просто шикарный. Интересно, что он там увидел?

Баба Яга ноги 1

Мне еще вот эта старушка нравится. Такая, с приветом немножко, городская сумасшедшая ��

баба яга голова 2

Ну как, появились идеи или еще подумать надо? Может, стоит мультики посмотреть?

Баба Яга / Мастер-класс / Часть 7 / Лапти /

Баба-яга в сказках и мультиках

Если бы вам пришлось писать сочинение на тему «Образ Бабы-яги в русских народных сказках», то к какому выводу вы бы пришли в конечно счете: кто она — эта самая Яга? Какая она — злая или только прикидывается?

Давайте сначала заглянем в словарь:

В народных сказках: безобразная старуха-колдунья, передвигающаяся в ступе и заметающая след помелом (хозяйка леса, повелительница его обитателей, вещая старуха, страж входа в царство Смерти, живущая в дремучем лесу в избушке на курьих ногах).

А теперь посмотрим мультики и почитаем сказки, чтобы иметь свое представление об этом персонаже.

Мне удалось найти такие мультики, они доступны в моем блоге по тэгу Баба-яга. Если какого-то мультика не окажется, тогда поищите на Ютубе, там наверняка есть. Здесь только скриншоты, само видео в этом блоге размещать не стала, ибо за всеми не уследишь, а иметь битые ссылки мне не хочется.

Стихи и частушки про Бабу-ягу

Эдуард Успенский

Про Бабу-Ягу
Говорят очень глупо:
Нога костяная,
Метелка да ступа.
И руки кривые,
И зубы торчком,
И нос очень длинный
И загнут крючком.

Я облик сложившийся
Быстро разрушу:
Прошу заглянуть
В мою чистую душу.
И там вы такие откроете дали,
Каких никогда и нигде
Не видали.

В душе я добра,
Хороша, справедлива…
Не так чтобы очень,
Но все же красива.
И в каждом я только
Хорошее вижу,
Я даже козявку
В душе не обижу.

Специальный репортаж «Буратино, Баба-Яга и Пьеро с Пьяреттой, связанные крючком» от 21.09.2019

Но если внутри я добра
И прекрасна,
То сверху, снаружи,
Хитра и опасна.
Я в жизни любого из вас
Одолею,
А то и убью…
Но в душе пожалею…

Растяни меха, гармошка,
Эх, играй-наяривай,
Пой частушки, бабка Ёжка,
Пой, не разговаривай.

Ведьма, ч.2. Witch, р.2. Amigurumi. Crochet. Амигуруми. Игрушки крючком.

Я была навеселе
И летала на метле,
Хоть сама не верю я
В эти суеверия.

Шла лесною стороной,
Увязался чёрт за мной,
Думала мужчина,
Что за чертовщина.

Повернула я домой,
Снова чёрт идет за мной,
Плюнула на плешь ему
И послала к лешему.

баба яга обувь 1

Самый вредный из людей
Это сказочник-злодей,
Вот уж врун искуссный,
Жаль что он не вкусный.

Растяни меха, гармошка,
Эх, играй-наяривай,
Пой частушки, бабка Ёжка,
Пой не разговаривай.

Баба-яга в сказках

Нашла вот такой список сказок про Бабу-ягу:

Царевна-Лягушка
Гуси-лебеди
Василиса Прекрасная
Кощей Бессмертный
Финист — ясный сокол
Баба-Яга и жихарь
Заколдованная королевна
Избушка на курьих ножках
Безногий и слепой богатыри
Звериное молоко»;»Сказка о трех королевичах
Терешечка
Ванюша-дурачок
Баба Яга и Заморышек
Сказка о лягушке и богатыре
Буря-богатырь, Иван коровий сын
Баба Яга
Ненаглядная красота
Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри
Сказка о молодильных яблоках…
Иван-царевич и Белый Полянин
Марья Моревна
Князь Данила-Говорила
Поди туда, не знаю куда…
Две сестры
Два Ивана
Медное, серебряное и золотое царство
До третьих петухов» (Шукшин)
Сынко-Филипко» (Рославлев)
Сказка о трех царских дивах…» (Рославлев)
Сказка о Маше и Ване» (Рославлев)
Про Федота-стрельца…» (Филатов)

Наверно, не окончательный, если знаете еще какую-нибудь сказку, напишите. Но даже этих сказок и мультиков достаточно, чтобы придумать свой образ Бабы-яги и связать такую игрушку, какой еще ни у кого не было. Согласны?

aldanov

Как-то я писал, что русские на Севере многому научились от угро-финнов. ( Очерки — Чудь. Куда делась чудь? Чудь и Русский Север: продолжаем сравнение.)
Тема это очень богатая. И, как минимум, она относится к двум пластам русской истории — к ранней северной (10-14 вв.) и более поздней восточной русской колонизации. Эти периоды настоятельно требуют привлечения материалов по культуре угро-финнов. И тогда многие явления русской истории становятся понятнее, и проявляются связи с местным субстратом, который менял привычки русских пришельцев, формировал их.

баба яга

Разберем еще один круг вопросов, связанный с Бабой-Ягой и ее избушкой.
Очень вероятно, что Яга-костяная нога — это угро-финская колдунья, а ее обиталище, ее избушка — это чамья, сомьях, стаббур — охотничий и ритуальный домик угро-финнов.

Баба Яга // Мастер-класс // Часть 2 //

Об этом, в частности, пишет Михаил Ситников, собравший несколько интересных свидетельств (хотя и далеко не всех, что можно добыть из литературы). Он, в общем-то настроен связать Бабу-Ягу с восточной колонизацией, то есть с 15 или скорей уже с 16 веком:
"В предисловии к изданию 1915 года сборника "Великорусские сказки Вятской губернии" (А. Афанасьев) отмечается, что распространителями этих сказок чаще всего оказывались солдаты. В записях Дж. Флетчера, который путешествовал в тех краях в конце XVI века, уже имеется упоминание о Яге: "Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня" ("О государстве русском в главе о пермяках, самоедах и лопарях", 1588; Н. Веселовский. "Мнимые каменные бабы", Вестник АИ, Спб., вып. 195).
Кстати, почему Бабу зовут Ягой? В "Очерках Березового края" Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание "яги", которая представляет собой одежду "наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге" (аналогичное толкование в тобольском происхождении дает и словарь В.И. Даля).
Кроме того, образ Бабы-Яги со всем антуражем присутствует в северном быте. Избушка на курьих ножках – не что иное, как широко распространенный до сих пор лесной лабаз (чамья), который устраивается на двух-трех опорах. Лабаз такой всегда устанавливается входом к тропе, а "к лесу задом". Кроме того, в нем всегда оставляется припас для случайного путника ("сначала накорми, а потом расспрашивай"). Лишним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются еще и в наши дни в культовых избушках на опорах".

баба яга голова 1

Примерно о том же пишет Алексей Иванов в очерке об истории Урала, правда, Иванов уже различает охотничьи и специальные обрядовые избы — чамья-сомьях: ". на Урале русские столкнулись с местной обрядовой практикой. Уральцы устраивали свои святилища на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесённых в жертву. Посреди поляны стоял священный амбарчик — маленькая избушка. Он назывался «сомъях», а по-русски — чамья. Его водружали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. В амбарчике не было ни окон, ни дверей — зачем они нужны? Внутри лежала резная деревянная кукла — «иттарма». В неё вселялся дух умершего. Кукла была одета в национальную одежду — в ягу, например".
И в самом деле, обычай был распространен у северных угро-финнов далеко за пределами Урала (рис 2-5):

Баба Яга — завершённый образ //

Рис. 2. Такого типа строения, как сомах, чамья, были распространены у угро-финнов по всему Северу и Азии, и Европы — вот саамская чамья для хранения припасов, Стокгольм — Sami Storehouse on stilts, displayed at Skansen in Stockholm.

Рис. 4 Историческая фотография -саами и его стаббур — Västerbotten, Sweden

Русские во время восточной колонизации с охотой и пониманием восприняли лабазы, как амбары для охотников. Они хорошо защищают добычу (мех) и запасы (скажем, зерно) от разных животных, из которых мыши и прочие грызуны оказываются самими опасными. Так сибирский лабаз стал понятием и распространился очень широко (рис. 6).

Баба-Яга, как феномен русской восточной колонизации.

Перейдем к прообразу Бабы-Яги. Не обязательно ее навевала лишь кукла иттарма. В самом деле, ее делали как копию умершего (рис 7-8):

Рис. 7. Мансийско-хантыйские обрядовые куклы иттарма. "Ещё сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Эта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное время хранилась в доме умершего. В течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. После смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хранят 4 года, после смерти мужчины — 5 лет". У сынских хантов эта кукла иттарма имела небольшие размеры — 20—22см. Но еще в недавнем прошлом, лет 20-30 назад куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо". Куклу могли "похоронить" в маленькой копии чамьи — то есть ритуальное значение ее использовалось неоднократно.

Ягинишна — кукла с характером!

Так куда девалась иттарма после определенного обычаем 4 или 5 лет житья с семьей? Переселялась в своего домик, такого же типа, как чамах, но маленький:

Рис. 9. Ура, северные ханты, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.

Но Яга — некое таинственное существо в халате, (который, заметим, угро-финны восприняли чуть не в Китае) — не обязательно только куколка, изображение мертвого, а, может, и вполне живое существо.
Ведь существовали еще и шаманы угро-финнов.

Рис. 10. Так выглядел хант-шаман Егор Кызласов в полном облачении ( 1930 год). Интересно смотрится: халат, бубен и деревянная маска.

Аналогичную маску можно посмотреть и поближе:

В роли шамана могла выступать и женщина, тем более, что у угро-финнов сильнейшее божество — женское.

Итак, что же, вопрос решен, и Баба Яга появилась на Урале или в его окрестностях? Куда нас ориентируют эти сведения, и в какое время? Самое дальнее — в 15 век, на Урал и и ханты-манси. Между тем, русские стали общаться с угро-финнами заметно раньше, а на севере столкнулись с таким интересным феноменом, как чудь. И тут мы переносимся во времена более ранние, и феномен общения затронет не одну Бабу-Ягу, но и более широкий круг явлений. (продолжение в следующей части).

История Бабы-Яги и ее избушки

Такого типа строения, как сомах, чамья, были распространены у угро-финнов по всему Северу и Азии, и Европы — вот саамская чамья для хранения припасов,
Стокгольм — Sami Storehouse on stilts, displayed at Skansen in Stockholm

Русские на Севере многому научились от угро-финнов.
Тема это очень богатая. И, как минимум, она относится к двум пластам русской истории — к ранней северной (10-14 вв.) и более поздней восточной русской колонизации. Эти периоды настоятельно требуют привлечения материалов по культуре угро-финнов. И тогда многие явления русской истории становятся понятнее, и проявляются связи с местным субстратом, который менял привычки русских пришельцев, формировал их.

Разберем еще один круг вопросов, связанный с Бабой-Ягой и ее избушкой.
Очень вероятно, что Яга-костяная нога — это угро-финская колдунья, а ее обиталище, ее избушка — это чамья, сомьях, стаббур — охотничий и ритуальный домик угро-финнов.

</div> Вогульская чамья. Чамья, чамя "небольшая кладовая на высоком настиле", перм. Из манси sume, sumija – то же; см. Кальман, Асtа Lingu. Hung. I, 265; Калима, RLS 132.

Об этом, в частности, пишет Михаил Ситников, собравший несколько интересных свидетельств (хотя и далеко не всех, что можно добыть из литературы). Он, в общем-то настроен связать Бабу-Ягу с восточной колонизацией, то есть с 15 или скорей уже с 16 веком:
"В предисловии к изданию 1915 года сборника "Великорусские сказки Вятской губернии" (А. Афанасьев) отмечается, что распространителями этих сказок чаще всего оказывались солдаты. В записях Дж. Флетчера, который путешествовал в тех краях в конце XVI века, уже имеется упоминание о Яге: "Что касается до рассказа о Золотой Бабе или Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, дающей на вопросы жреца прорицательные ответы об успехе предприятия или о будущем, то я убедился, что это простая басня" ("О государстве русском в главе о пермяках, самоедах и лопарях", 1588; Н. Веселовский. "Мнимые каменные бабы", Вестник АИ, Спб., вып. 195).
Кстати, почему Бабу зовут Ягой? В "Очерках Березового края" Н. Абрамова (СПб, 1857) есть подробное описание "яги", которая представляет собой одежду "наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьется из темных неплюев, шерстью наружу. … Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка ‑ такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге" (аналогичное толкование в тобольском происхождении дает и словарь В.И. Даля).
Кроме того, образ Бабы-Яги со всем антуражем присутствует в северном быте. Избушка на курьих ножках – не что иное, как широко распространенный до сих пор лесной лабаз (чамья), который устраивается на двух-трех опорах. Лабаз такой всегда устанавливается входом к тропе, а "к лесу задом". Кроме того, в нем всегда оставляется припас для случайного путника ("сначала накорми, а потом расспрашивай"). Лишним вариантом прототипа сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые устанавливаются еще и в наши дни в культовых избушках на опорах".

Баба Яга / Мастер-класс / Часть 5 / Панталоны / Юбка /

Примерно о том же пишет Алексей Иванов в очерке об истории Урала, правда, Иванов уже различает охотничьи и специальные обрядовые избы — чамья-сомьях: ". на Урале русские столкнулись с местной обрядовой практикой. Уральцы устраивали свои святилища на тайных полянах в глухом лесу. Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесённых в жертву. Посреди поляны стоял священный амбарчик — маленькая избушка. Он назывался «сомъях», а по-русски — чамья. Его водружали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. В амбарчике не было ни окон, ни дверей — зачем они нужны? Внутри лежала резная деревянная кукла — «иттарма». В неё вселялся дух умершего. Кукла была одета в национальную одежду — в ягу, например".
И в самом деле, обычай был распространен у северных угро-финнов далеко за пределами Урала (рис 2-5):

Рис. 4 Историческая фотография -саами и его стаббур — Västerbotten, Sweden

Рис. 5. Реконструкция ритуального самьяха-чамьи приобских угров, Томская область.

Русские во время восточной колонизации с охотой и пониманием восприняли лабазы, как амбары для охотников. Они хорошо защищают добычу (мех) и запасы (скажем, зерно) от разных животных, из которых мыши и прочие грызуны оказываются самими опасными. Так сибирский лабаз стал понятием и распространился очень широко (рис. 6).

Баба-Яга, как феномен русской восточной колонизации.

Вязальный ВЛОГ // Баба Яга — Последняя игрушка на заказ в этом году //

Перейдем к прообразу Бабы-Яги. Не обязательно ее навевала лишь кукла иттарма. В самом деле, ее делали как копию умершего (рис 7-8):

Рис. 7. Мансийско-хантыйские обрядовые куклы иттарма. "Ещё сравнительно недавно, лет 50 назад, после смерти каждого человека и манси, и ханты изготавливали специальное изображение этого человека, которое считалось вместилищем одной из душ умершего. Эта кукла — иттарма (сынские, куноватские ханты), итэрма (сосьвинские манси), сонгэт (нижиеобские ханты), мохар (сосьвинские манси), окинь (среднеобские ханты) — определенное время хранилась в доме умершего. В течение этого времени в ней жила одна из душ покойного, поэтому куклу кормили, клали спать, сажали на любимое место умершего и т.п., то есть обращались с ней, как с живым человеком. После смерти женщины, как утверждают ханты и манси, ее хранят 4 года, после смерти мужчины — 5 лет". У сынских хантов эта кукла иттарма имела небольшие размеры — 20—22см. Но еще в недавнем прошлом, лет 20-30 назад куклы иттарма делались из дерева и имели туловище, голову и лицо". Куклу могли "похоронить" в маленькой копии чамьи — то есть ритуальное значение ее использовалось неоднократно.

Баба Яга // Мастер-класс // Часть 3 //

Так куда девалась иттарма после определенного обычаем 4 или 5 лет житья с семьей? Переселялась в своего домик, такого же типа, как чамах, но маленький:

Рис. 9. Ура, северные ханты, экспед. 2007, фото Богордаевой А.А.

Баба Яга / Мастер-класс / Часть 1 /

Но Яга — некое таинственное существо в халате, (который, заметим, угро-финны восприняли чуть не в Китае) — не обязательно только куколка, изображение мертвого, а, может, и вполне живое существо.
Ведь существовали еще и шаманы угро-финнов.

Баба Яга / Мастер-класс / Часть 4 /

Рис. 10. Так выглядел хант-шаман Егор Кызласов в полном облачении ( 1930 год). Интересно смотрится: халат, бубен и деревянная маска.

Ведьма, ч.1. Witch, р.1. Amigurumi. Crochet. Амигуруми. Игрушки крючком.

В роли шамана могла выступать и женщина, тем более, что у угро-финнов сильнейшее божество — женское.

Итак, что же, вопрос решен, и Баба Яга появилась на Урале или в его окрестностях? Куда нас ориентируют эти сведения, и в какое время? Самое дальнее — в 15 век, на Урал и и ханты-манси. Между тем, русские стали общаться с угро-финнами заметно раньше, а на севере столкнулись с таким интересным феноменом, как чудь. И тут мы переносимся во времена более ранние, и феномен общения затронет не одну Бабу-Ягу, но и более широкий круг явлений.
Источник
История Бабы-Яги и ее избушки